О самурае, О Магазине, О символике


Доспехи Самурая

Значение военного доспеха О-ёрои

О-ёрой всегда был привилегией военной знати, и пик его использования приходится на XI-XIII вв. Уже в XIV в. он утратил свое военное значение. Однако его продолжали носить многие военачальники, подчеркивая свое исключительное положение, и производили о-ёрой фактически до самого падения сёгуната Токугава в 1867 г. (Этот важный исторический период в жизни Японии описан в фильме «Последний Самурай»). Производство этих доспехов было трудоемким и медленным делом, стоили они дорого.

Нередко о-ёрой веками передавались в знатном роду, являясь наследием клана. Хорошо, например, известны названия наследственных доспехов Минамото, правда, восстановить по ним их внешний вид довольно трудно.

Это, например, доспехи “Круглые колени”, созданные из кожи с колен тысячи буйволов, “Семь и Восемь драконов” – по числу нагрудных и наспинных плетеных рядов, “Число лун” – из-за двенадцати горизонтальных рядов на двух наплечниках содэ и, видимо, на кирасе до, “Число дней” – 364 звезды, изображенных на доспехах, “Шнуры-водоросли” – с особым плетением шнуров в стиле омодака-одоси.

В роду же Тайра (противоборствующий с кланом Минамото клан) исстари старшему сыну передавались меч “Когарасу-мару” и “фамильный китайский панцирь из тисненой золотыми бабочками тигровой кожи”, как он описывается в “Хэйкэ моногатари”.


Кираса О-ёрой

Кираса о-ёрои


О-ёрой буквально переводится как “большой доспех”. Он относится к группе пластинчатых (ламеллярных) доспехов.

Основной частью о-ёрой является плетеная кираса – до.

Подавляющее число элементов этих “доспехов из маленьких пластин” выполнено из пластинок, сделанных из железа и толстой продубленной кожи.

Все цельнометаллические пластины покрываются толстой прокопченной кожей намэсигава. Кроме того, самый большой кусок кожи, цурубасири-до гава, закрывает все плетеные ряды передней поверхности туловища. Делается это для того, чтобы при выстреле из лука тетива

свободно скользила по доспеху, не рискуя зацепиться за выступающие пластинки. Этот передник иногда вводит в заблуждение, заставляя предположить, что под ним сплошная металлическая пластина.


«Хлопковые плечи» – ватагами

Сзади кирасы – такая же пластина, к которой крепятся жесткие плечевые ремни ватагами. Хотя дословно ватагами означает “хлопковые плечи”, они сделаны из железа или толстой кожи. Каждый плечевой ремень снабжен двумя кожаными петлями, к которым привязываются большие наплечники.

Ватагами пристегиваются к сплошной нагрудной пластине муна-итазастежками такахимо. Места прикрепления застежек, легко уязвимые для врага, закрыты двумя пластинками. Правая побольше и называется сэндан-но ита. Чтобы она была подвижной и не мешала движениям правой руки, пускающей стрелы или работающей мечом, ее делают составной. Для другой руки подвижность не так важна, поэтому левая пластинка цельнометаллическая. Ее называют кюби-но ита.


Отделка доспеха кожей и лаком

В теплом и влажном климате Японии металл необходимо оберегать от ржавчины. Для этого прокопченная кожа наклеивается с двух сторон каждой пластины, из которой состоит доспех. Японская сыромятная кожа имеет толщину более 3 мм. Традиционно используются оленьи шкуры или шнуры со спины китайского водяного буйвола. Известно, что один из древних доспехов назывался “Круглые колени” – по преданию, для его изготовления потребовалась кожа с покрытых мозолями колен тысячи буйволов (считается, что именно кожа колен самая прочная).

Для большей прочности и защиты от влаги поверхность кожи каждой пластинки покрывается несколькими слоями лака, добываемого из местного ползучего растения, обладающего большой гибкостью. Лакировались изделия в Японии с незапамятных времен. Лак уруси наилучшего качества получали из соков стволов специальных деревьев. Сок фильтровали, чтобы удалить примеси, и затем сырой лак слегка нагревали, чтобы испарилась лишняя вода. Готовый продукт застывал, образуя покрытие, стойкое к воде и растворителям, на котором практически не возникали трещины и которое можно было отполировать до блеска.

Естественный цвет лака был темно-коричневый. Для получения других цветов добавляли пигменты. Большей частью его красили в черный, ярко-красный, очень редко – в зеленый и синий. Часто применялся золотой лак, который получался либо нанесением на лак листового золота, либо введением золотой пыли в сырой лак. Для создания текстурированной отделки, которая не портилась от ударов и была приятна на ощупь, в последние слои лака вводились обожженная глина, чешуйки металла, кусочки перламутра и даже нарубленная солома.


Доспех «Грудь Будды»


Гладкие панцири, на которых не видно следов полос, называются хотокэ до. Это японская версия округлого нагрудника. Термин Хотокэ означает “Будда” и произошло от гладкого, круглого живота буддистской статуэтки.

Цельные до в большинстве случаев имеют внутреннюю подкладку из кожи, которая приклеивается на место, а затем лакируется.


Заклепки в форме цветка сакуры


Кодзакура бё, заклепка в виде цветка сакуры, используется везде, где есть металлические пластины, покрытые кожей. Хотя кожа приклеена к поверхности, заклепки помогают удерживать ее на месте. Эти заклепки полы и отштампованы из меди со стержнями, приваренными внутри них. Полость позволяет основе головы заклепки врезаться в кожу и крепче держать ее.

Цветы сакуры для японцев означают быстротечность и хрупкость жизни: человек проживает свою жизнь так же, как падает лепесток сакуры – красиво и очень быстро – именно поэтому сакура тесно связывалась с буси(воином) и их образом жизни, а в буддизме цветущая сакура выступает в качестве символа бренной жизни и непостоянства бытия.


Узлы Агэмаки

Узел агэмаки(иногда называемый “узел бабочки”) – обычное украшение японских доспехов. Первоначально он служил практическим, а не чисто декоративным целям. Когда воины одевали о-ёрой, они часто сталкивались с помехой в лице неуклюжести доспеха. По этой причине, они носили на спинах агэмаки, помогающий удерживать содэ (наплечники) на месте.

Хотя позже необходимость в агэмаки отпала, он еще долго использовался. К шестнадцатому столетию самым частым его применением было использование в качестве декоративного элемента, свисающего из касадзируси-но-кан, к которому оно крепилось – довольно иронично – чтобы предотвратить звон от бесполезного кольца.

В следующем столетии, когда кольца были также бесцельно приделаны к передней части до, агэмаки были прикреплены к ним, чтобы добавить декора.

Узел агэмаки символизирует сердце Будды и борьбу со злом.


Украшение плетеными шелковыми шнурами


Фукурин

— декоративные оправы на металлических пластинах доспеха. Первоначально они были функциональны, поскольку все металлические пластины были покрыты тисненой кожей на лицевых и внутренних поверхностях, и фукурин помогали удерживать кожу на месте, к тому же не давая коже отслаиваться. К шестнадцатому столетию, когда броня с панелями из тисненой кожи была скорее исключением, чем правилом, фукурин стали больше не нужны.

Тем не менее, они продолжали часто использоваться, уже в качестве декоративного элемента.

Самое заметное украшение многих доспехов, которые можно увидеть в фильмах, – это изображение герба владельца на передней части до размером с тарелку. Фактически, это обычная вещь, но только на доспехах вассалов, в этом случае герб принадлежит их клану или господину. Самураи высокого ранга — те, кто мог позволить себе более заметные доспехи — в основном узнавались по стилю их шлема, по гребню шлема, или даже их собственному персональному штандарту. Многие сохранившиеся доспехи для вассалов имеют эту деталь, но ее нет на доспехах даймё.

Цвет пластин и шнуровка – вот истинная форма «декорирования» японских доспехов.


Кабуто – шлем

Хати – тулья шлема

Шлем, надеваемый с о-ёрой, назывался кабуто. Он состоял из нескольких частей. Полусферический колпак шлема, хати, делали обычно из 8 меридионально расположенных железных пластин. Каждую пластину крепили к соседней 5 заклепками так, что передняя несколько находила на заднюю. Характерные очень крупные заклепки называются о-боси – “большие звезды”. Однако уже с X века они, следуя моде своего времени, несли скорее декоративную, чем практическую, функцию и только имитировали большие заклепки более ранних шлемов. Внутри же заклепки были полыми.

Значение отверстия текэн в шлеме

Блестящее, вырезанное в виде хризантемы или листов лотоса, медное кольцо тэкэн канамоно окружает довольно широкое отверстие тэкэн на вершине шлема. Первоначальный смысл этого отверстия не вполне понятен. Возможно, оно имело ритуальное значение – другое название тэкэн, Хатиман-дза, указывает, что древние японцы полагали, будто через него в воина проникает дух бога войны Хатимана.

Перед надеванием шлема самураи обвязывали голову наголовной повязкой – хатимаки, служившей чем-то вроде прокладки между головой и шлемом. Кроме чисто практической надобности, хатимаки повязывались воинами с определённым духовным смыслом, который как бы ассоциировался с подготовкой к умственному или психическому действию, к борьбе. Хатимаки была символическим выражением готовности перейти от обыденности к священности, повязывание её являлось как бы предпосылкой вдохновения воина и обретения им храбрости.

Сикоро – защита плеч и шеи

К нижнему краю тульи хати 3-5 позолоченными заклепками крепили назатыльник сикоро, обычно собранный из пяти горизонтальных рядов пластин. Верхние четыре ряда были переплетены такими же цветными шнурами одосигэ, как и на доспехе. Передние концы этих рядов загибались вбок и назад и назывались фукигаэси.

Это одна из самых заметных и необычных частей японских доспехов, имеющая и большое практическое значение. Выступая вперед, фукигаэси хорошо закрывали лицо воина. Выстрелив из лука в сторону противника (влево), самураю достаточно было только повернуть голову прямо, чтобы лицо, самая открытая и уязвимая часть тела, оказалось прикрытым широкими отворотами. При попадании стрелы фукигаэси пружинили и ослабляли ее ударную силу. Кроме того, они хорошо закрывали лицо от удара меча, направленного сзади.

Козырек мабидзаси

Кожей покрывали и небольшой козырек мабидзаси. Он был широким, с красиво вырезанным верхним краем и располагался почти вертикально, чтобы не препятствовать спуску тетивы. Козырек был обтянут кожей, удерживаемой с помощью декоративного ободка фукурин. На каждом отвороте фукигаэси, в верхнем наружном углу помещали по круглой декоративной пластинке из позолоченной меди. Он называлась фукигаэси-но суэмон.

Маска на лице – мэмпо

Для защиты лица использовались различные маски и полумаски. Мэмпо – полумаска, закрывавшая все лицо ниже глаз. Пластина, сделанная в форме носа, прикреплялась так, что ее можно было снять. В таком случае мэмпо превращалась в хоатэ. Маскам придавались черты человеческого лица, но с сильной гиперболизацией отдельных черт, создававшей отталкивающее впечатление.

Маска или забрало должны были не только защищать лицо, но и внушать оскаленным ртом и напряжёнными мышцами лица ужас неприятелю. Обычно старики выбирали маску с юным лицом и наоборот. У большинства масок внутренняя поверхность, так же как и внутренние поверхности сикоро и мабидзаси, покрывалась красным лаком для того, чтобы придать чертам лица воинственный красноватый оттенок. Горло закрывалось тремя или более пластинами (нодава), позднее прикреплявшимися к маске.


Катана – меч

Меч – душа Самурая

В период Эдо (XIV-XVIII века) каждый имевший звание самурая носил два меча дайсё – катана и вакидзаси (большой и малый). Самурай не расставался с ними большую часть дня и ночи. Они были символом его чести и силы как солдата на службе своего господина.

С японским мечом связано много легенд и преданий. Считалось, что при его изготовлении мастер-оружейник передает ему часть своей души. Например, знаменитый мастер XIV в. Мурамаса Сэндзё, ученик великого Масамунэ, изготовлял прекрасные мечи.

Однако он был очень раздражительным и вспыльчивым, и его мечи заслужили славу «жадных до крови», которыми опасно владеть (так как они могут вовлечь владельца в поединок) и опасно сражаться (так как они даже могут привести к гибели владельца). Многие члены клана Токугава погибли от этих клинков. Ненависть Токугава к изделиям этого мастера была столь велика, что их повсеместно уничтожали.

Именно благодаря такому благоговейному отношению к мечу он стал самой богато украшенной частью снаряжения самурая.

И мягкая, и жесткая

Боевые мечи самураев приобрели несравненные качества благодаря искусству японских кузнецов.

Во многом качества меча зависят от содержания углерода в стали, а также от способа закалки. Снижение количества углерода делало сталь мягкой, перенасыщенность — жесткой, но очень хрупкой. Европейские оружейники искали выход из этой дилеммы на путях разумного компромисса, на Ближнем Востоке — с помощью оригинальных сплавов, в том числе легендарного булата. Японцы избрали свой путь. Они компоновали полотно меча из нескольких сортов стали, обладавших различными качествами. Очень жесткая и потому способная быть очень острой режущая кромка сплавлялась с более мягким и гибким полотном с пониженным содержанием углерода.

Мастера, придерживавшиеся в это время строгого воздержания в еде, питье и общении с женщинами, приступали к работе только после обряда очищения, облачившись в церемониальные одеяния и украсив наковальню священными символами синтоизма — рисовой веревкой и бумажными полосками.

Технология ковки – слоеный пирог

Технология ковки тоже была необычной. Отобранные куски железа тщательно обрабатывались на наковальне, потом получившийся слиток перерубали зубилом, складывали пополам и снова отковывали. Так продолжалось многократно.

Куски стали с различными характеристиками (их число достигало пяти — отдельно для лезвия, сердечника, боковых покрытий и тыльной части меча) компоновались один с другим и скреплялись ковкой. В результате этого длительного и трудоемкого процесса структура меча становилась многослойной и состояла (это видно только под микроскопом, а старые мастера судили об этом по цвету и текстуре металла) из тысяч пластинчатых слоев, каждый с собственными показателями вязкости и хрупкости, определяемыми содержанием углерода.

Значение имели и тщательно выровненная поверхность наковальни, и скурпулезный подбор молотов, и сила ударов молотобойца.

Закалка в слоях глины, полировка

Потом начинался длительный процесс закалки. Каждую часть меча надо было нагревать и остужать по-своему, поэтому заготовка покрывалась слоем глины различной толщины, что позволяло не только варьировать степень нагрева в горне, но и давало возможность нанесения волнистого узора на лезвие.

Когда работа кузнеца завершалась, изделие передавалось полировщику, использовавшему для этого десятки точильных камней, куски кожи разной толщины и, наконец, подушечки собственных пальцев.

Цуба – показатель статуса владельца меча

Среди различных аксессуаров, без которых клинок японского меча катана считается полуфабрикатом, — рукоять, накладки, ножны и т.д., — несколько особняком стоит гарда — металлическая пластина, не дающая руке соскользнуть с рукояти на лезвие и в какой-то степени защищающая от ударов противника.

Эта гарда по-японски называется цуба. А особенность ее определяется тем, что японские цуба стали объектом коллекционирования во многих странах мира.

Типичная цуба представляет собой металлическую пластину — железную или бронзовую — диаметром около 8 см с отверстием в центре для пропуска хвостовика клинка. Помимо защитной функции цуба была важна и потому, что своим весом смещала центр тяжести меча к руке, снижая напряжение в кисти, придавая оружию сбалансированность и силу удару. Японские воины относились к своему оружию с большим пиететом, в цене были не только удобные и прочные, но и богато украшенные клинки. И это нашло отражение прежде всего в изысканности дизайна цубы.

Рисунки наносились на поверхность гарды различными методами. Особенно тщательно отделывался ободок цубы. По его оформлению, гравировке, украшению можно было судить, мастер какой школы трудился над гардой. Впрочем, особо гадать не приходилось. Мастера с удовольствием и гордостью ставили свои клейма на эти изделия.

Рукоять меча – цука

Рукоять (цука) всегда делалась из двух склеенных половинок дерева, предпочтительно магнолии. Дерево обычно покрывалось единым куском белого самэ – узловатой кожи ската или акулы. Сверху накладывалась обмотка цука-ито (нить эфеса), состоящей из полоски крепкой плоской шелковой ленты.

Муфта рукояти (фути) и головка рукояти (касира) обычно одинаково оформляются и делаются одним мастером. Их функция состоит в укреплении рукояти с обоих концов.

Сэппа – металлическая шайба, охватывающая хвостовик меча с обоих сторон от цубы. Сделана из полированной меди.

Так кто же победил – Восток или Запад?

Сравнивая оружие Востока и Запада в целом, можно констатировать, что на Востоке все используемое оружие и защитное вооружение были легче. На Западе эволюция вооружения шла в направлении создания сплошной защиты. Соответственно этому изобретались виды оружия, способные скорее проломить, чем разрезать. Достаточно вспомнить традиционный для Европы копейный удар и большое разнообразие появившихся к позднему Средневековью тяжелых алебард, секир, булав, чеканов и клевцов.

Даже европейские мечи были предназначены в первую очередь для проламывания доспехов и, соответственно, в целом были не столь острыми, как на Востоке (конечно, дамасские клинки были очень острыми, но метод их изготовления пришел с Востока). В Японии никогда не использовался таранный копейный удар, а дробящее оружие — булавы и топоры — было гораздо легче европейского и применялось значительно реже.

Все это говорит не о том, что восточное (в частности, японское) оружие лучше, а о том, что оружие всегда находится в тесной связи с защитным вооружением. Острый как бритва самурайский меч ничего не смог бы поделать с латными рыцарскими доспехами, а европейский меч вряд ли смог бы пробить гибкие японские доспехи.


Котэ и Содэ

Наплечники содэ

Наплечники содэ – самая заметная часть доспеха, наверное, благодаря отсутствию каких-либо аналогов в европейском защитном вооружении.

Считают, что они произошли от щитов, которые употребляли воины государства Ямато.

Нарукавники котэ

Основной доспех дополняли мелкие детали – котэ и сунэатэ. Котэ назывались наручи из толстой тканевой основы, кроившейся в форме рукава и закрывавшей руку воина от основания пальцев до плечевого сустава. Котэ делались из трех слоев ткани: основанием служила конопляная ткань, жесткая благодаря пропитке соком неспелой хурмы, затем шла шелковая подкладка, которая покрывалась хлопковой тканью или парчой. Все три слоя, в свою очередь, были по краям соединены окантовкой из кожи. На ткань нашивались черненые металлические пластины.

Пластины (за исключением локтевой) соединялись между собой кольчугой. Для защиты тыльной части кисти использовалась пластина тэкко, имевшая форму кисти. Натянув котэ до плеча, его завязывали шелковыми шнурками под противоположной подмышкой.

Японское название “кольчуги” – кусари, что дословно означает “цепь”. Японская кольчуга никогда не пребывает в вакууме; она всегда пришита к ткани или кожаной поверхности. Кусари использовалась, прежде всего, чтобы заполнить промежутки между пластинами на частях доспеха котэ.


Тории – ворота Японии

Тории – красные ворота Японии

Тории – ворота перед входом в синтоистский храм, символизирующие переход из одного мира – материального, в другой – духовный.

Обычно они располагаются возле храма, обозначая нужное направление. Нередко тории, поставленные очень близко друг к другу, образуют целые коридоры.

Однако довольно часто тории можно встретить как посреди проезжей части в городе, так и среди чистого поля, где они являются символами удачи и благополучия.

Например, в фильме Эдварда Цвика «Последний Самурай» главный герой Катсумото со своим отрядом, направляясь в столицу Токио или возвращаясь в свою деревню, каждый раз проезжает через тории.

Легенда о возникновении тории

Однажды бог ветра и бури Сусаноо разбушевался и натворил немало безобразий, разрушив рисовые поля, осквернив жилище своей сестры — богини солнца Аматэрасу. Оскорбленная, Аматэрасу укрылась в небесной пещере, плотно затворив за собой дверь. Мир погрузился во тьму.

Чтобы выманить Аматэрасу из укрытия, небесные божества испробовали много способов — устраивали танцы у ее дверей, вывешивали различные украшения у входа в пещеру. Ставка была сделана и на голосистых петухов, способных пробудить даже спящую богиню.

Перед пещерой был построен высокий насест (яп. тории), на котором разместилась птичья стая. В результате множества различных хитростей богиню солнца удалось выманить из пещеры, свет вновь вернулся в мир.